Что такое релевантность?

relevantnostРелевантность – важный критерий поиска, от которого зависит удовлетворённость пользователя результатами. Не зря поисковые системы по умолчанию сортируют свою выдачу именно «по релевантности». А что это такое, как и кем она высчитывается и как именно влияет на выдачу, мы сейчас и разберём на примерах.


Определение

Релевантность – степень соответствия содержания страницы ответу на запрос пользователя. Т.е. показатель того, на сколько тот или иной материал отвечает на поставленный вопрос. Рассмотрим на примере:
Мы заходим в поиск и хотим найти ответ на вопрос «В каком году была Куликовская битва?». Т.е. чтобы мы остались довольны – нужна страница, на которой будет (в первую очередь) дан чёткий ответ; в данном случае – год сражения. Если открытый сайт даёт нам эту информацию, то его страница релевантна запросу.

От чего зависит релевантность?

Одно только наличие ответа ещё не делает тот или иной сайт релевантным. Представьте: вы попадаете на страницу, где дата сражения указана, но она находится среди огромной массы текста без какой-либо структуры. Теоретически – ответ есть, но на практике мало кто захочет его выискивать. Проще закрыть эту вкладку и открыть следующий ресурс. Этот момент входит в число так называемых «поведенческих факторов» и поисковики обращают на него внимание. Если в выдаче какая-либо страница находится высоко по запросу, но большое количество людей закрывают этот сайт едва на него попав, а затем идут на соседние – это сигнал для поисковых алгоритмов. Скорее всего, люди не получают то, ради чего заходят на такой сайт, и он не должен быть там, где находится.

С точки зрения владельца сайта, есть 3 основных параметра, с помощью которых он старается указать ПС на релевантную страницу под тот или иной запрос.

  1. Употребление ключевых слов
  2. Часто веб-мастер старается ориентироваться на определённый процент употребления слов из запроса на странице. Но это, на мой взгляд, совсем не гарантирует успех, хотя и полезно для того, чтобы увидеть явный перебор в их употреблении (переспам) или недобор. Как правило, если информация исчерпывающе раскрывает ту или иную тему, в тексте такой страницы несколько раз будут встречаться слова из самого запроса, и этого будет достаточно, чтобы поисковики уловили суть и определили, соответствует содержание заголовку материала, или нет.

  3. Ссылки
  4. Сюда входят как ссылки с других страниц этого же сайта, так и ссылки с других источников. Если с первыми (внутренними) использование достаточно точных вхождений считается нормой, то с внешними всё немного сложнее.

    Естественные внешние ссылки (что это такое?) контролю не поддаются, и чаще всего пользователь, делясь информацией оставляет ссылку без ключевых слов. Покупную ссылочную массу веб-мастера стараются делать похожей на естественную, поэтому чаще всего такие ссылки выглядят как простой URL-адрес.

  5. Поведенческие факторы
  6. ПФ мы уже упоминали выше, но этот пункт, в отличие от первых двух, владелец сайта не может начать контролировать «с нуля»: чтобы влиять на поведение людей, эти люди сначала должны на сайт приходить. Чаще всего первые посетители приходят на страницу по менее популярным тематичным запросам, и если ПС видят, что люди получают то, что ищут (т.е. страница релевантна), то страничка вскоре поднимается и по более конкурентным запросам.

    Улучшение поведенческих факторов – это, в том числе, и грамотная структура текста. К примеру, страница сайта может быть посвящена не только дате битвы, а охватывать все события, предпосылки и историю. В таком случае, грамотная структура (подзаголовки, смысловые абзацы, навигация по странице и т.д.) поможет пользователю быстро найти тот кусочек информации, который изначально и нужен. И вполне вероятно, что остальная информация, близкая по теме, тоже вызовет у него интерес. Но главное – сперва дать именно то, за чем посетитель пришёл.

Причины нерелевантной выдачи

Накрутка

Роботы не идеальны, поэтому в некоторых нишах до сих пор процветает агрессивная манера продвижения: об информационной составляющей страницы мало заботятся, вместо этого тратя время и деньги на закупку ссылок, в надежде «растолкать» другие сайты на пути в ТОП. И это работает по сей день. Как правило, это касается развлекательных тематик, где качество ресурса не проходит такой уж жёсткий контроль со стороны поисковых систем.

Низкая конкуренция

Другой из возможных причин может быть слишком низкая конкуренция. Поисковые системы устроены так, что до последнего стараются найти хоть какой-то документ по любому запросу. Только если вы задаёте уж очень жёсткие рамки поиска, ПС может «сдаться» и признать своё бессилие:

2-no-results

Если же, по мнению поисковиков, какие-то страницы содержат хотя бы обрывки искомых фраз, на основе этих страниц будет сформирована выдача.

1-poor-search

Как видите, ответа мы не получили. Описанная выше ситуация – это недостаток конкуренции по запросу. Т.е. ни один из известных ПС сайтов не освещает данный вопрос. Соответственно, как только появится ресурс, хотя бы минимально адекватно его разбирающий, шанс быстро занять первые строчки в результатах поиска для такого сайта будет велик.

Заключение

Чтобы страница была релевантна запросу, на который она даёт ответ, важно раскрыть тему, и при этом подать материал так, чтобы даже среди больших объёмов текста любой мог легко сориентироваться. Даже если человек уйдёт, прочитав 2 предложения – это будет плюс, т.к. он найдёт ответ и не пойдёт обратно в выдачу, снижая тем самым ваше влияние в ТОП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X