Весной 2017 года начал работать новый алгоритм, представленный командой Яндекс, под названием «Баден-Баден». 22 марта алгоритм начал участвовать в ранжировании выдачи. А с апреля разработчики Яндекс перешли к следующей стадии — запустили фильтр с использованием этого алгоритма под названием «Переоптимизация». Как понять, что трафик просел из-за нового алгоритма? Как вернуть своих посетителей?
Что это за алгоритм и как работает?
Яндекс (как и Гугл) нацелен на улучшение качества выдачи. Уже давно все поисковики твердят – пишите качественные статьи для людей! Еще в 2011 году разработчиками Яндекс было заявлено, что алгоритмы поиска будут учитывать некачественные, переоптимизированные тексты при ранжировании страниц. Но значительных изменений в выдаче или санкций со стороны поисковиков не наблюдалось.
Алгоритм Баден-Баден – это новый алгоритм Яндекса, разработанный для повышения качества выдачи поиска. Его основная задача — повысить значимость информативных, качественных текстов, написанных для людей и понизить позиции некачественных переоптимизированных SEO текстов. Данный алгоритм используется в двух вариациях: в ранжировании выдачи (применяется к конкретным страницам и запросам) и в качестве фильтра (применяется ко всему сайту, при этом все страницы могут ранжироваться ниже).
Если нарушения обнаружены на некоторых страницах, то в выдаче понижаются только эти страницы. Если же нарушения обнаружены на большом количестве страниц, то просядет трафик со всех страниц, так как будет наложен фильтр, который влияет на весь сайт.
За какие нарушения можно попасть под фильтр?
Большое количество воды в тексте. Яндекс стремится к минимализму. В поиске пользователи вводят вполне конкретные запросы. Текст должен полностью раскрывать тему, но при этом не должен содержать лишней воды. Если текст большой, но информация в нем по существу, то он должен быть логично структурирован, разбит на части с релевантными подзаголовками. Также следует отметить оформление текста. Большие и плохо оформленные тексты (даже с минимальным содержанием воды) могут попасть под санкции Яндекса.
Нерелевантные заголовки. Подзаголовок части текста, как и заголовок статьи должны соответствовать тексту. Несоблюдение этого правила приведет к санкциям.
Расположение текста. Достаточно часто SEO-текст располагается внизу страницы. Особенно часто такое наблюдается в интернет-магазинах, когда описание товара или услуги располагается намного ниже основного контента. Такие тексты явно написаны для ПС, а не для человека.
Сокрытие текста. Возможны различные варианты размещения на страницах текста, который будет скрыт от пользователя. Мелкий шрифт текста, цвет текста, совпадающий с фоном, прокрутка внутри небольших блоков, стиль display:none, вкладки с текстом и многое другое. Скрытые тексты предназначены для поисковика. Достаточное основание попасть под фильтр.
Переоптимизация. Тексты, в которых ключевая фраза встречается максимально возможное количество раз. Иногда используется точное вхождение фразы. Текст становится плохочитаемый для человека. Также не стоит забывать, что переоптимизирован может быть текст в заголовках, в Title, в descroption и прочих вспомогательных элементах. Яндекс не пройдет мимо, санкции гарантированы.
Фразы не по-русски. Точное вхождение ключевых фраз приводит к тому, что предложения написаны не по правилам русского языка. Да и вообще, наличие орфографических, пунктуационных и прочих ошибок приводит к понижению значимости страницы.
Как понять, что сайт под фильтром Баден-Баден?
То, что сайт находится под фильтром, применительно к сайту, понять просто. Разработчики Яндекс добавили в Яндекс.Вебмастер уведомление (Рис 1).
Сложность заключается в определении страниц, в отношении которых были применены санкции. На помощь нам придет Яндекс.Метрика. Можно сделать сравнительный отчет посещаемости до применения алгоритма и после него. Для этого нужно создать стандартный отчет по страницам входа (Рис 2).
Теперь включаем фильтр по источнику – источник Яндекс (Рис 3).
Осталось добавить сравнение периодов. Добавляем сравнение с предыдущим периодом (Рис 4).
В одном календаре необходимо выбрать неделю до введения алгоритма (до 21 марта 2017 года), а во втором календаре – неделю после (после 23 марта 2017 года). Можно проанализировать каждую страницу. Очень наглядно видно, какие страницы просели (Рис 5).
Как выйти из-под фильтра?
По заверению разработчиков Яндекс достаточно устранить проблемы на страницах и посещаемость сайта вернется на место. Судя по описанию статистики сайтов, находящихся под фильтром, основной ошибкой является уменьшение количества ключей и эксперименты с тегами разметки. Но нужно не просто уменьшить количество ключей. Нужно переработать текст, чтобы он стал текстом для людей, а не для ПС. Вот некоторая статистика от Яндекса (Рис 6).
После приведения текстов в нужный вид, можно либо подождать, пока робот Яндекса переиндексирует страницу, либо подсказать Яндексу, нажав на кнопку «Я всё исправил» в Вебмастере (Рис 1).
Хотелось бы еще отметить, что Яндекс хоть и гигант рунета, но не стоит забывать про Гугл. Значительно перерабатывая страницы под Яндекс, можно просадить страницы в Гугл. Будьте осторожны и последовательны, изменяя контент.
Рекомендации к написанию (изменению) контента.
После определения проблемных страниц необходимо переработать тексты. При написании новых статей необходимо придерживаться тех же рекомендаций:
- Писать нужно для людей, а не для поисковых систем. Употреблять человеческие обороты и фразы.
- Объем текста должен быть сведен к минимуму и содержать смысловую нагрузку. Не должно быть воды, но при этом тема должна быть раскрыта полностью. Статьи необходимо структурировать, разбивать на части, снабжать заголовками (релевантными тексту), картинками. Контент страницы должен быть оформлен (абзацы, выделения b и strong, курсив, списки, и т.д.).
- Старайтесь располагать текст в первом видимом экране, а не в «подвале» страницы.
- Не стоит использовать механизмы, скрывающие от пользователя тексты, предназначенные для ПС.
- Ключи по тексту должны быть распределены естественным образом, с нормальной тошнотностью. Поисковые системы давно научились определять словоформы, словосочетания, синонимы. Вхождение точных фраз уже давно не требуется.
- Соблюдайте правила русского языка.
- Контент должен соответствовать ключам.
- Используйте вменяемый Title, являющийся кратким и содержательным заголовком страницы, нормальный человеческий description, понятные заголовки, без лишних ключей, краткие и содержательные alt и title для картинок. Старайтесь избегать совпадений этих параметров.
- Избегайте дублей страниц.
Кейс по выходу из-под фильтра Баден-Баден
На блоге сеопрофи разместили кейс по быстрому выходу из-под фильтра. Метод определения страницы, к которым были применены санкции, схож с предложенным мной — нужно выявить падение трафика, сравнив период до начала работы Баден-Баден и после. Чтобы выйти из-под фильтра, было предложено написать заново контент старых статей по новым правилам. Авторы не стали переписывать статьи, адаптируясь к новым условиям. Думаю, это правильно. Ведь статьи все равно перерабатывать, так почему бы не написать заново. И меньше чем через месяц, вернулся трафик (Рис 7).
Яндекс предложил новый алгоритм для выявления некачественного контента. Для разработчиков сайтов такие новшества создают хлопоты. Если сайт попал под фильтр, не стоит отчаиваться. Нужно внимательно изучить колебания трафика, определить проблемные страницы, переписать полностью контент (лучше не рерайтить старые текста), следуя рекомендациям, и трафик вернется.
Отличный материал! Добавил страницу в закладки.